Страница читателя
Контакты
Мероприятия
Архив
О журнале  




REM 04-05/2016
Истории успеха
“Атоммаш”: проект по внедрению АСУ КТПП на базе Teamcenter
На волгодонском предприятии “Атоммаш” (входит в структуру компании “АЭМ-технологии”) в 2012-14 годах активно проходил процесс модернизации, в том числе и в области информационных систем, в рамках которого успешно реализован проект модернизации системы конструкторско-технологической подготовки производства. В результате был существенно расширен функционал используемой заказчиком PDM-системы Teamcenter,обеспечена ее интеграция с системами ЕRP и электронного документооборота. Подрядчиком по выполнению проекта выступила Консалтинговая группа “Борлас”.

 

Информационные системы

Промышленность в поисках интеллекта, или В шаге от “Индустрии 4.0” 
С каждым днем современного человека окружает все больше умных вещей – от часов и чайников до беспилотных автомобилей. Однако, предвкушая скорую доступность удаленного управления мультиваркой и мониторинга своей дневной активности, мы не думаем о том, что появление умных вещей – лишь верхушка айсберга. Чтобы все эти умные вещи стали радовать конечных пользователей, должно появиться умное производство. А это далеко нетривиальный процесс. Умное производство, или, как его еще называют, “Индустрия 4.0”, сейчас считается одним из самых перспективных направлений развития промышленности. Если стратегия “Индустрия 3.0” предполагала автоматизацию отдельных машин или процессов, то “Индустрия 4.0” – это сквозная автоматизация и цифровизация всех физических активов предприятия и их интеграция в цифровую экосистему, в которую включены и партнеры, участвующие в цепочке создания стоимости изделий.

 

IBM Watson IoT как ключевая платформа в процессе цифровой трансформации производства 
Цифровая трансформация процессов в производстве, в основе которых лежат принципы IoT, становится предпосылкой и основным движущим фактором более масштабных технологических изменений, таких как Индустрия 4.0. Подобная трансформация производственных процессов и систем создает новые возможности для достижения принципиально нового уровня производительности и совершенствования различных специфических аспектов производства. Так, среди основных преимуществ, которые сулит нам Индустрия 4.0, – возможность организации более универсального и унифицированного производственного процесса, возможность более специализированной концентрации на конкретных потребностях клиентов и потребителей готовой продукции, повышение конкурентоспособности всей производственной цепочки, возможность создания новых рынков, новых сервисов и бизнес-моделей.


Промышленный Интернет вещей: система управления PlantStruxure PES повышает эффективность производства 
Интернету вещей предстоит так же сильно изменить облик промышленности, как ранее “всемирная паутина” изменила жизнь человека. С развитием Промышленного Интернета вещей (Industrial Internet of Things, IIoT) связывают переход к новому укладу производства – “Индустрии 4.0”. Предприятия, освоившие эту технологическую концепцию, получат такие преимущества, как существенное увеличение производительности, максимально эффективное использование ресурсов, сырья и оборудования, максимально быстрая отдача от инвестиций, они смогут минимизировать простои и издержки. Таким образом, соответствие требованиям IIoT в ближайшем будущем станет условием конкурентоспособности бизнеса. В этом убеждены эксперты компании Schneider Electric – одного из лидеров мирового рынка систем автоматизации. Недавно производитель выпустил новую версию своей известной системы управления PlantStruxure PES, полностью соответствующую логике развития нового индустриального уклада.

 

Перспективы Интернета вещей: мечты и реальность 
Интернет вещей стал одной из самых модных и обсуждаемых тем в ИТ-отрасли. И действительно, потенциально он может неузнаваемо изменить нашу жизнь и работу. Однако если оставить в стороне потенциальные возможности и восторженные ожидания будущих перспектив Интернета вещей и присмотреться к нынешним реалиям, картина окажется несколько другой. Да, подключенные к Интернету “вещи” (а это самые разные устройства – от смартфонов до автомобилей) действительно становятся более “интеллектуальными” благодаря новым способам получения, передачи и интерпретации данных. Но мечтая о футуристическом будущем, построенном на базе Интернета вещей, нельзя забывать об инфраструктуре (на уровне физического оборудования и на организационном/институциональном уровне), без которой эта технология не сможет стать частью реальности.

 

Авиапутешествия и Интернет вещей 
В статье на примерах из сферы авиапутешествий рассказывается о возможных реальных сценариях  использования Интернета вещей, а также о тех новых требованиях, которые Интернет вещей диктует для систем хранения, одновременно стимулируя развитие новых форм хранения данных.

 

Самый загруженный аэропорт в мире высоко взлетает с помощью ГИС 
Web-ГИС и возможности 3D позволили всему коллективу международного аэропорта Хартсфилд-Джексон перейти на новый уровень – от простого использования карт к специализированным корпоративным решениям и приложениям, работающим с постоянно актуализируемыми данными. Команда ГИС-специалистов аэропорта теперь постоянно проводит репликацию данных локально и в облаке, более активно и оперативно реагирует на события, обеспечивая поддержку выполнения основных бизнес-процессов в круглосуточном режиме и на разных устройствах, в том числе мобильных. Современная ГИС способствует реализации главных приоритетов аэропорта, заключающихся в обеспечении эффективной деятельности, безопасности и качественного обслуживания клиентов.

 

Построение системы управления конструкторскими данными на базе Teamcenter в условиях территориально распределенной кооперации 
Необходимость создания единого информационного пространства для совместной работы конструкторов над перспективными проектами по созданию двигателей авиационного и наземного применения возникла в АО “Объединенная двигателестроительная корпорация” около трех лет назад. Тогда началась практическая реализация концепции оптимизации деятельности входящих в корпорацию предприятий на основе формирования специализированных дивизионов. В соответствии с разработанной концепцией на базе ряда предприятий авиадвигателестроительной отрасли был создан дивизион “Двигатели для боевой авиации”, головным предприятием которого стало ПАО “Уфимское моторостроительное производственное объединение”. Для разработки новых образцов продукции в дивизионе было сформировано объединенное конструкторское бюро на базе ОКБ им А. Люльки (филиала ПАО “УМПО”), расположенного в Москве. Кроме ОКБ им. А. Люльки в состав объединенного КБ вошли конструкторские подразделения АО “НПЦ газотурбостроения “Салют” (Москва) и ОАО “НПП “Мотор” (Уфа). Интеграция ресурсов отдельных предприятий для решения общих задач должна обеспечить сокращение времени выполнения опытно-конструкторских работ за счет углубления специализации и выравнивания нагрузки на отдельные конструкторские подразделения.

 

Автоматизация производства

Технологический переворот. Новые подходы к подготовке производства МС-21 
МС-21 – самолет, над которым, можно без особого преувеличения сказать, трудится практически весь отечественный авиапром. Команда создателей включает десятки предприятий в Москве, Ульяновске, Перми, Воронеже и Иркутске, где осуществляется сборка МС-21. Лайнер должен получиться легче, быстрее, экономичнее и, что немаловажно, экологичнее своих конкурентов благодаря использованию технологий, по отношению почти ко всем из которых можно применить определение “инновационный”.

 

“Белый лебедь” в “цифре”. “Виртуальное КБ” создаст модернизированный стратегический ракетоносец 
Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) приступила к модернизации межконтинентального стратегического ракетоносца-бомбардировщика Ту‑160, в работе над которым впервые в истории современной авиации будут одновременно задействованы сразу несколько крупных отечественных конструкторских бюро.

 

Энергоэффективные решения для управления насосными агрегатами в процессе нефтедобычи 
Перекачка нефти и пластовой воды на месторождениях является неотъемлемой частью процесса нефтедобычи. Количество насосных станций в технологической цепочке велико, поэтому от того, насколько эффективно и надежно они функционируют, зависит общая эффективность производственного процесса. Компанией ООО “ЭСТ Энергосервис” (Набережные Челны) накоплен огромный опыт по разработке, производству и поставке типовых станций регулирования насосными агрегатами (СРН), построенными с использованием высокотехнологичного и энергоэффективного оборудования компании Mitsubishi Electric. В статье рассмотрены структура и характеристики СРН на примере одного из реализованных проектов – проектирование и сооружение насосной станции в составе установки предварительного сброса нефтегазодобывающего управления (НГДУ) “Прикамнефть” ПАО “Татнефть”.

 

Надежное электроснабжение для транснационального нефтепровода 
Международная компания “Каспийский трубопроводный консорциум” (КТК) эксплуатирует и развивает одноименный нефтепровод, соединяющий месторождения Западного Казахстана с российским побережьем Черного моря. Протяженность транспортной системы составляет более 1,5 тысяч километров. Первую нефть к морскому терминалу трубопровод доставил в 2001 году. Для увеличения производительности нефтепроводной системы консорциума в сентябре 2015 года были введены в эксплуатацию модернизированные нефтеперекачивающие станции “Тенгиз” и “Атырау”. Электроснабжение станций обеспечивает оборудование компании Schneider Electric.

 

Автоматизация проектирования

Решения Intergraph PP&M для проектов освоения континентального шельфа России 
Освоение месторождений континентального шельфа требует применения весьма широкого спектра самых современных технологий, среди которых информационные технологии играют одну из ключевых ролей, обеспечивая автоматизацию производственных процессов и контроль актуального состояния объектов обустройства. Корпорация Intergraph – один из мировых лидеров по разработке и поставке систем автоматизации проектирования, строительства, ввода в эксплуатацию и информационного сопровождения крупных индустриальных объектов капитального строительства в энергетическом сегменте, прежде всего в нефтегазовом секторе, в том числе морских нефтегазовых сооружений (МНГС) шельфа. Пользователи технологий Intergraph представлены в сегментах ЕРС (Инжиниринга и строительных организаций), а также операторов и лицензиаров месторождений. В России и СНГ это прежде всего проектные институты ГК “Росатом”, а также многие организации ПАО “НК “Роснефть” и ПАО “Газпром”. Есть определенный опыт применения технологий Intergraph в России и СНГ в работах по шельфовым проектам.

 

Применение российских САПР и PLM-систем при проектировании, строительстве и эксплуатации Новопортовского месторождения 
Новопортовское месторождение – одно из самых крупных разрабатываемых нефтегазоконденсатных месторождений на полуострове Ямал. Добываемая нефть доставляется до побережья по напорному нефтепроводу. Его протяженность более 100 км и мощность 600 тыс. тонн в год. Впервые морская отгрузка нефти Нового порта была произведена летом 2014 года, а в январе 2015 года стартовала вторая очередь строительства нефтепровода, который, как предполагается, будет транспортировать более 5,5 млн тонн нефти в год. В связи с этим на месторождении строятся дополнительные объекты инфраструктуры, среди которых центральный пункт сбора нефти (ЦПС), приемосдаточный пункт нефти (ПСП) и газотурбинная электростанция (ГТЭС).

 

Применение CAD-систем для создания судов-снабженцев и платформ добычи нефти и газа на шельфе 
Проектирование и строительство судов-снабженцев и платформ добычи нефти и газа на шельфе (МНГС, морских нефтегазодобывающих сооружений) существенно отличается от остальных типов судов. Разница присутствует на всех этапах процесса, начиная с предэскизного проекта и заканчивая обслуживанием уже построенного судна. Что касается этапов проектирования, в судостроении на предэскизном и эскизном этапах проекта обычно руководствуются соображениями, направленными на снижение эксплуатационных расходов, а в рабочем проекте основное внимание уделяется минимизации сроков и затрат на строительство. Но для судов-снабженцев и МНГС на всех этапах проектирования определяющими факторами являются их эксплуатационная пригодность и обеспечение жизненного цикла судна, при этом величина производственных и эксплуатационных расходов является важным, но не основным критерием. Разный подход обусловливает разные процессы проектирования и влияет на способ применения приложений и других IT-инструментов (например, PLM) в процессе проектирования. В статье описываются особенности и различия в проектировании судов-снабженцев и МНГС по сравнению с другими типами судов и то, каким образом судостроительные CAD/CAM/CAE-системы могут быть адаптированы к этим особенностям. В статье рассказывается, каким образом можно улучшить проектирование судов-снабженцев и МНГС, применяя такие системы, и как технологические улучшения на судах такого типа влияют на развитие самих CAD/CAM/CAE-систем.

 

Учитесь. Развивайтесь. Общайтесь 
В ноябре в Подмосковье прошла международная пользовательская конференция “Intergraph PP&M Россия и СНГ 2016”, организованная компанией Intergraph Process, Power & Marine (PP&M) – ведущим мировым производителем программных решений для проектирования, строительства, ввода в эксплуатацию, обеспечения бесперебойного функционирования и вывода из эксплуатации предприятий непрерывного производства, объектов энергетики, морских судов и платформ, а также других инфраструктурных объектов.

 

CPDES: программная инфраструктура для совместной работы ускоряет проектирование судов 
Компании CADMATIC, Conoship International и SARC объединили усилия для создания совместной системы независимых компонентов проектирования судов под названием CPDES (Совместная платформа для проектирования и разработки судов). Реализация проекта рассчитана на два года – с 2016-ого по 2017-й. Разработка первого этапа проектирования поддерживается Голландской программой MKB Innovatiestimulering Regio & Topsectoren. Целью CPDES является создание программного обеспечения для совместной инфраструктуры, позволяющей ускорить процесс проектирования судов.

 

Круглый стол: Аддитивные технологии в промышленности 
Предлагаемая читателям дискуссия посвящена промышленной 3D-печати, или технологиям аддитивного производства, с развитием которых во всем мире связывают инновационный прорыв в машиностроении и приближение эры полностью цифрового производства. 3D-печать, или “аддитивное производство” (АП, также AM – additive manufacturing), – это процесс создания трехмерных объектов практически любой геометрической формы путем последовательного нанесения (добавления) материала в противоположность традиционному, так называемому вычитающему производству, например механической обработке. Детали изготавливаются на основе 3D-модели, виртуально нарезанной на тонкие слои, которая передается в АП-систему для послойного формирования – “печатания” – конечного изделия.
Если еще недавно самые радужные ожидания в отношении аддитивных технологий связывались с формированием индустрии потребительских 3D-принтеров, а скептики советовали не возлагать далеко идущих надежд на новомодный тренд, то сегодня уже очевидно, что 3D-печать промышленных продуктов – это стремительно развивающийся рынок и одно из наиболее перспективных направлений развития мировой промышленности. Применение данных технологий позволяет на порядки ускорить проектирование и производство изделий, существенно удешевляет научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы и подготовку производства.
В сегодняшнем обсуждении своим мнением по проблемам развития и внедрения аддитивных технологий в отечественной промышленности делятся специалисты компаний-разработчиков программных решений для высокотехнологических производств, а также представители научно-экспериментальных кругов и производственных предприятий, уже имеющих практический опыт применения аддитивных технологий.

 

Аддитивные технологии – доминанта национальной технологической инициативы
Страны, сделавшие ставку на развитие аддитивных технологий, сегодня занимают наиболее выгодные позиции в мировом разделении труда. Эти технологии являются важным фактором в совершенствовании технологического процесса изготовления деталей сложных технических систем. По сути, это комплекс принципиально новых производственных процессов, в которых построение изделия происходит путем добавления (англ. add – добавлять) материала, в отличие от традиционных технологий, где деталь создается методом удаления лишнего.

 

Аддитивные ценности 
Аддитивные технологии – сегодня один из наиболее многообещающих трендов в сфере промышленного производства, где они используются не только для целей прототипирования и моделирования, но и все больше становятся технологической и экономической альтернативой традиционным методам изготовления сложных изделий.

 

Мировые тренды в развитии компьютерных систем инженерного анализа 
Исторически аэрокосмическая отрасль является как основным продуктом научно-технического прогресса, так и его мощным двигателем. Аэрокосмический рынок – быстроразвивающийся сегмент мирового рынка высоких технологий и научных разработок, который непрерывно передает другим областям мирового хозяйства огромный поток новых материалов, технологий, разработок, внося вклад в общее технологическое развитие. Именно для аэрокосмической отрасли по заказу NASA в 60-е годы корпорация MSC Software разработала и успешно сдала суперсистему того времени NASTRAN (NASA Structural Analysis) – программу для структурного анализа. С тех пор и по сей день компания является одним из лидеров в разработке и поставке компьютерных систем инженерного анализа. В настоящее время MSC Software продолжает не только активно совершенствовать систему NASTRAN в виде собственной версии MSC Nastran, но и ведет разработку широкого спектра инженерных систем, интегрируя их с MSC Nastran и постоянно вкладывая большие средства в НИОКР с учетом тенденций мирового рынка. В частности, серьезные усилия корпорация направляет на разработки в области таких перспективных мировых трендов, как аддитивные технологии, беспилотные транспортные средства, создание общедоступных систем инженерного анализа, предлагая высокоэффективные решения для компьютерного моделирования и инженерного анализа.

 

Универсальный язык 3D-технологий
Компания Dassault Systemes провела в октябре в Москве 11-й ежегодный 3DEXPERIENCE FORUM. Это мероприятие компания регулярно проводит в 12 странах мира, в том числе в России. В этом году форум собрал более 450 участников, представляющих партнеров и клиентов компании, и проходил под названием “Бизнес в эпоху впечатлений” (Business in the Age of Experience).

 

Bentley CONNECTION 2016  
В октябре в Москве прошла 5-я ежегодная конференция российских пользователей компании Bentley Systems. Как и в прошлом году, конференция носила название Bentley CONNECTION, но если в прошлом году она была приурочена к выходу новой версии программных продуктов Bentley CONNECT, то в этом мероприятие было посвящено подведению итогов применения этих продуктов в России и представлению наиболее интересных проектов, выполненных за прошедший год с использованием продуктов этой версии. Кроме того, на конференции были представлены российские участники конкурса Be Inspired Awards, который ежегодно проводит компания Bentley Systems и в котором участвуют проектные и эксплуатирующие компании и организации со всего мира, реализовавшие проекты с использованием программного обеспечения Bentley Systems.

 

Blue Projects: опыт работы с CADMATIC 
Blue Projects – уникальная в своем роде фирма, занимающаяся проектированием, управлением проектами и строительным консультированием, была основана в 2007 году. Blue Projects участвует в крупномасштабных проектах для некоторых ведущих международных компаний занятых в различных отраслях промышленности. Среди них ведущие игроки в пищевой промышленности, нефтехимической отрасли, индустрии недвижимости, компании, занятые в производстве товаров широкого потребления.