Страница читателя
Контакты
Мероприятия
Архив
О журнале  




REM 04/2013

Читайте в этом номере:

Информационные системы

Что такое конвергентная инфраструктура? Этот термин все чаще употребляется в среде ИТ-специалистов, а тема конвергенции центров обработки данных (ЦОД) практически сравнялась по популярности с такими темами, как облачные вычисления и большие данные (Big Data). Однако в трактовке данного понятия пока еще присутствует некоторая неопределенность. В большинстве случаев под конвергентной инфраструктурой понимается интеграция вычислительных мощностей, систем хранения, сетевых компонентов и элементов управления инфраструктурой в единую систему. Именно такой подход позволяет организациям добиться повышения эффективности, динамичности и качества предоставления ИТ-сервисов.

Одной из основных тенденций развития современного предприятия является переход к сквозной информационной поддержке всех этапов жизненного цикла изделия, осуществляемой в едином информационном пространстве, когда, например, конструктор может работать с технологом еще до утверждения конструкторской документации, сокращая таким образом сроки производства. Все процессы, касающиеся подготовки опытного производства, поставок необходимых комплектующих, учета и планирования ресурсов, происходят все в той же единой информационной среде, без необходимости непосредственного обращения одной службы к другой. Такой подход позволяет быстро анализировать и реагировать на любое событие на всех этапах жизненного цикла изделий, а также повысить качество продукции, давая возможность накапливать знания по всем проектам.

Как показывают расследования отказов техники, предприятия авиационно-космического комплекса остро нуждаются в средствах управления информацией о продукции на всех стадиях ее жизненного цикла. Только имея объективные данные о состоянии выпускаемой продукции, можно обеспечить выполнение жестких требований по ее надежности и быстро локализовать причины возникновения проблем. Сложность изделий и необходимость поэкземплярного учета при их сопровождении приводят к существенному росту объема данных. Эффективным средством управления информацией о продукции на протяжении всего ее жизненного цикла является решение Lotsia PLM. В данной статье рассмотрены некоторые возможности Lotsia PLM по решению задач, стоящих перед предприятиями авиационно-космической отрасли при проектировании, производстве, эксплуатации, модернизации и утилизации продукции.

Основой для управления жизненным циклом изделия (PLM) является единое информационное пространство и сквозная поддержка проектирования, подготовки производства и выпуска продукции на основе цифровой модели. Выпадение из общей схемы любого из этапов нивелирует все преимущества этого подхода. В авиакосмической промышленности, где сложилось разделение сфер ответственности между КБ и серийными заводами, стадия между проектированием и производством оказывается наиболее уязвимой. Так, конструкторы могут спроектировать узел, но он по нескольку раз возвращается на доработку, потому что произвести его невозможно из-за ограничений существующей производственной базы. Как это часто бывает, сложности организационного характера сопровождаются и серьезными проблемами с точки зрения ИТ-поддержки процессов.

Автоматизация проектирования

Инженерный центр Airbus в России (ЗАО “Инженерный центр ИКАР”) является совместным предприятием европейской компании Airbus – ведущего мирового производителя гражданских самолетов – и российской Группы компаний “Каскол”. Он был основан 10 лет назад, в 2003 году, и первые 8 лет своего существования инженеры центра работали исключительно по заказам своего учредителя и заказчика компании Airbus. За это время центром было выполнено множество проектов по всем гражданским самолетам, разрабатывающимся и производимым Airbus. В конце 2011 года акционерами было принято решение “открыть” компанию, дав ей возможность работать на других заказчиков, как в нашей стране, так и за рубежом. И хотя работа на основного заказчика составляет бол ́ ьшую часть загрузки, в активе компании уже есть успешно выполненные проекты для сторонних заказчиков из других отраслей промышленности.

Сегодня информационные системы участвуют во всех сторонах деятельности современного конструкторского бюро – с их помощью осуществляется проектирование, выпуск любых видов документации, технологическая подготовка производства, управление финансово-хозяйственной деятельностью, обучение и подготовка персонала и т.д. Они осуществляют управление данными на протяжении всех этапов жизненного цикла разрабатываемого изделия. Вместе с тем, непрерывное повышение сложности изделий одновременно с необходимостью повышения их эффективности в процессе эксплуатации порождает потребность в создании все более безопасных и надежных систем. Как следствие, становится намного сложнее управлять всеми аспектами функционирования систем и обеспечивать требуемый сертификационными органами уровень их безопасности. Особенно это касается современной авиакосмической промышленности.

Развитие компьютерных технологий инженерного анализа началось с создания расчетных инструментов в значительной мере “общего” характера, таких как, например, программы для конечноэлементного прочностного анализа. В настоящее время все более востребованными становятся специализированные программные средства, которые позволяют создавать изделия, отвечающие новым, актуальным требованиям рынка и государственных регуляторов. В авиационной и ракетно-космической промышленности компании-разработчики сегодня интенсивно работают над внедрением в свои изделия композиционных материалов, применение которых является одним из путей повышения весовой эффективности конструкции летательных аппаратов. Анизотропия свойств композитных материалов и связанные с этим особенности технологического процесса их изготовления требуют для их применения новых, продвинутых технологий инженерного анализа.

Система конструкторско-технологической подготовки производства (КТПП) кабельной сети “Интерконнект” была разработана в 2007-2009 годах в Группе компаний “Би Питрон” для автоматизации проектирования межблочных и внутриблочных электрических соединений, изготовляемых по заказу предприятий авиационной, ракетно-космической, судостроительной промышленности и других отраслей машиностроения. Разработка была продиктована необходимостью связать обычно разрозненные процессы проектирования механических узлов изделия с его электрической системой, повысить эффективность работы конструкторских и производственных подразделений предприятия и, таким образом, преодолеть отставание в развитии отечественного электротехнического проектирования. Несмотря на то, что на рынке интегрированных CAD/CAM/CAE/PDM-систем достаточно вариантов, предназначенных для автоматизации отдельных видов работ, единого решения для проектирования и подготовки производства кабельных сетей, учитывающего специфику и технологии проектирования и производства кабельных сетей, не было.

В период бурного развития вычислительной техники и программных комплексов численного моделирования возникает уникальная возможность широкого применения данных средств для разработки современных технических устройств, в частности пилотируемых возвращаемых аппаратов однократного или многоразового использования, удовлетворяющих повышенным требованиям к надежности и безопасности эксплуатации.

На современном этапе развития средств компьютерного моделирования процесс проектирования любого изделия сложно представить без проведения инженерного анализа, в том числе прочностного, теплового, электромагнитного и т.д. Инженерные расчеты призваны сократить время, затрачиваемое специалистом на поиск рациональных конструктивных решений, позволяют избежать ошибок до начала изготовления изделия, свести до минимума количество натурных испытаний и в кратчайшие сроки получить приемлемый результат. Характерной особенностью современных расчетных пакетов является работа с объемной геометрией, это позволяет достоверно моделировать физические процессы в трехмерном пространстве.

Из всех проблем российских мегаполисов транспортная ситуация превратилась, видимо, в самый жестокий бич в жизни горожан. Перманентно поражающий город паралич транспортных потоков приводит к тому, что огромное количество людей практически уже живут в своих автомобилях. Остальная часть жителей, пользующаяся общественным транспортом, и те, кто отказался от комфорта автономного передвижения по городу на собственных колесах, устремляются в подземные артерии – единственное на настоящий момент средство скоростного передвижения в черте города. Очевидно, что какие бы инновации в транспортном планировании ни готовились городскими и федеральными властями, ускоренное строительство подземных транспортных коммуникаций станет в ближайшие годы в России одним из наиболее эффективных методов решения проблемы внутригородских перемещений в крупных мегаполисах.

Программные средства для трехмерного моделирования сегодня широко востребованы, они позволяют ускорить выпуск на рынок изделия, соответствующего требованиям потребителей, и способствуют оптимизации затрат предприятия на его производство. Неудивительно, что рынок программных пакетов для 3D-моделирования на текущий момент весьма обширен, и пользователю есть из чего выбирать, однако не все продукты конкурентоспособны по цене и стоимости владения, а также по таким немаловажным факторам, как срок освоения системы и простота ее использования.

Созданная в 1991 году челябинская компания “КОНАР” является известным российским предприятием по производству деталей и узлов трубопроводов. В число заказчиков “КОНАР” входят крупные российские нефтеперерабатывающие заводы ООО “ПО “Киришинефтеоргсинтез”, ООО “РН-Туапсинский НПЗ”, ОАО “АК “Транснефть” и другие. Стратегия компании “КОНАР”, направленная на привлечение новых заказчиков из числа ведущих нефтегазовых компаний, требовала коренного пересмотра одной из важнейших сфер деятельности предприятия – конструкторско-технологической подготовки производства. Анализируя пути повышения эффективности конструкторско-технологической подготовки производства, специалисты предприятия решили, что нужны современные технологии проектирования: 3D-моделирование, параметрическое конструирование, интеграция с расчетными программами нового поколения.

В июле текущего года фирма SENER Ingenieria y Sistemas S.A. выпустила новый релиз версии Системы FORAN v70 – FORAN v70 r2.1. Новшества, включенные в релиз и описанные в предлагаемом материале, касаются всех представленных в системе дисциплин, кроме создания обводов и расчетов по теории корабля. Эта информация будет интересна специалистам, чья повседневная деятельность связана с практической работой в Системе FORAN. Вероятно, они по достоинству оценят усилия разработчиков по совершенствованию их рабочего инструмента, с тем чтобы максимально облегчить рутинную часть их работы и сделать их труд еще более эффективным.

Продолжаем публикацию статьи, посвященной практике применения автоматизированной системы выпуска плазово-технологической документации на ОАО “ПО “Севмаш”.

На шестом Международном Военно-Морском Салоне, прошедшем в июле в Санкт-Петербурге, демонстрация новых кораблей, катеров, оборудования и различных бортовых систем прошла на фоне обсуждения развития российской судостроительной отрасли, которое будут определять новые государственные программы – вооружения и развития судостроения. Судя по всему, правительство России станет во многом влиять и на внедрение информационных технологий на предприятиях отрасли.

Аппаратное обеспечение

Лаборатория компании “Ф-Центр” – одна из немногих, занимающихся тестами не только игровых, но и профессиональных ускорителей. Однако на протяжении нескольких последних лет в поле ее зрения попадали исключительно профессиональные решения, выпускаемые компанией NVIDIA, а карты AMD аналогичного назначения оставались в тени. Ситуация такова, что профессиональная графика AMD не пользуется широкой популярностью, доля этой компании в соответствующем рыночном сегменте в последние несколько лет колеблется около 15 % (а в России вообще составляет порядка 5 %), то есть в разы уступает доле NVIDIA. И возникла такая ситуация не на пустом месте. Профессиональный сегмент, требующий специального к себе отношения, оказался практически потерян для AMD из-за того, что компания не уделяла должного внимания диалогу с профессиональными пользователями, рассчитывая, что ее видеокарты будут продавать себя сами благодаря отличному сочетанию стоимости и производительности. Но в мире карт для высокопроизводительных графических рабочих станций такой подход малоэффективен.

Корпорация Dell представила широкий спектр инновационных облачных решений, предназначенных для компаний, применяющих продукты Citrix XenDesktop и XenApp. Сегодня компании всех размеров ищут новые способы обеспечить своим сотрудникам защищенный доступ к корпоративной информации с различных платформ и устройств, и облачные решения Dell и Citrix представляют собой мощные инструменты для такого доступа. В число решений Dell входят: Dell DVS Enterprise – Active System 800 for Citrix XenDesktop, Dell DVS Enterprise for Citrix XenDesktop, нулевой клиент Dell Wyse Xenith Pro 2 и тонкие клиенты Dell Wyse D90Q7 и Z90Q7. Это простые, гибкие и мощные решения, которые позволяют создать надежную инфраструктуру без лишних сложностей.

Компания NEC Display Solutions Europe представила новое семейство дисплеев большого формата серии E. Мониторы серии E со светодиодной подсветкой – решения корпоративного класса. Они позволяют даже заказчикам с существенными бюджетными ограничениями воспользоваться традиционными преимуществами NEC – высокими техническими характеристиками и безупречным качеством продукции. Серия E, включающая модели E324 E424, E464, E554 и E654 с размерами экрана от 32 до 65 дюймов, представляет собой всеобъемлющую линейку дисплеев с большой диагональю начального уровня для самых разных областей применения.